Все реализуемые образовательные программы, в том числе реализуемые адаптированные образовательные программы, а также указанные образовательные программы могут быть реализованы с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
ЦЕЛИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
Система профильного обучения в лицее создавалась с целью индивидуализации и социализации обучения и кооперации старшей ступени лицея с учреждениями высшего профессионального образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного обучения.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:
- Выявление пожеланий учащихся и их родителей, анализ социального заказа.
- Создание рабочих учебных планов каждого профиля.
- Углубленное изучение отдельных предметов.
- Создание учебно-методических комплексов по образовательным областям учебного плана.
- Разработка рабочих программ курсов профессионального самоопределения для каждого профиля, и введение этих курсов в РУЛ.
- Установление связей с учреждениями высшего профессионального образования.
- Создание системы дополнительного образования.
- Организация условий для развития творческих способностей учащихся путем создания научных обществ.
СТРУКТУРА ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ В ЛИЦЕЕ
За время своего существования в лицее создавались учебные планы для обучения по разнообразным профилям, что было обусловлено требованиями времени: социальным заказом, наличием связей с конкретными вузами, реализацией идей и концепций педагогического коллектива и многими другими причинами.
Традиционно существуют физико-математические, инженерно-экономические, химико-биологические, историко-правовые (название периодически изменялось, но УП более-менее стабилен), полипрофильные, гуманитарные классы, классы с углубленным изучением английского языка. На протяжении последних 3 лет появились классы с углубленным изучением информатики и английского языка одновременно и инженерно- кадетские классы.
Администрация лицея в последние годы пришла к выводу о необходимости изменения принципов сотрудничества с вузами, теперь мы не стремимся заключать договора о создании классов, ориентированных на поступление на конкретные специальности конкретных вузов, что связано с очень обширным спектром интересов наших учащихся в плане дальнейшего образования.
На данном этапе сотрудничество лицея с вузами и другими учреждениями (научными, дополнительного образования, психологическими, социологическими и т.п.) нацелено на повышение качества профильного обучения учащихся лицея, особенно, на старшей ступени образования. Например, организация практикумов по предметам на базе лабораторий вузов, проведение олимпиад, руководство научной работой учащихся университетскими преподавателями, организация летних практик по профильным предметам, участие в научно-практических конференция, семинарах на базе вузов.
С этой целью лицей плодотворно сотрудничает с МФТИ, физическим факультетом МГУ, РХТУ им. Д.И. Менделеева, различными факультетами ТулГУ и ТГПУ имени Л.Н. Толстого, Институтом гражданской защиты, центром психологической профилактики и реабилитации "Валеоцентр", тульским эколого-биологическим центром учащихся, областной универсальной научной библиотекой, тульским филиалом юридического института, экономическим колледжем.
Профильная подготовка в МОУ - лицее №2 осуществляется на двух ступенях образования. В основной школе - 8, 9 класс и в старшей школе. Данный подход на данном этапе, по нашему мнению, обоснован, так как в существующем базисном учебном плане для старшей школы 2/3 от общего количества часов отведено для инвариантной части и только 1/3 вариативная, за счет которой еще реализуется региональный компонент, соответственно количество учебных часов для реализации профильного обучения недостаточно.
Педагогический коллектив лицея, в своё время, посчитал целесообразным начинать подготовку по профилям с 8-го класса, хотя возможности для этого в основной школе еще более ограничены (30 часов из 35 - инвариант). Полагаем, что в свете современной концепции профильного обучения подготовка, осуществляемая на уровне основной школы, вполне выполняет задачи предпрофильной.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ.
Выше уже было отмечено, что процесс организации профилей в лицее достаточно динамичен. Однако полагаем, стабильность не всегда оправдана. Общество, в котором мы живем, тоже постоянно изменяется. Система образования находится в процессе длительного реформирования, изменяются требования к уровню подготовки выпускников средней школы, особенно, планирующих продолжить образования в вузах.
Конкретным примером может служить введение экзамена по иностранному языку на экономических факультетах и как следствие необходимость усиления языковой подготовки для учащихся лицея в классах данного профиля.
Усиление роли социальных дисциплин тоже не может остаться не замеченным в образовательных учреждения повышенного типа (лицеях, гимназиях, спецшколах), равно как и повышенный спрос на образование в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, способов охраны своего здоровья и защиты окружающей среды.
Внимательно проанализировав собственный опыт организации профильного обучения, Федеральную Концепцию профильного обучения, и с учетом вышесказанного, администрация лицея поставила перед научно-методическим советом лицея задачу: создать новые и скорректировать уже существующие учебные планы профильных классов, а также разработать рекомендации по организации обучения по индивидуальным образовательным программам.
Принципиально новые профили - социально-экономический и социально-гуманитарный. На данном этапе разрабатываются концепции профилей (вносятся корректировки в уже созданные) и ведется работа по созданию учебно-методических комплексов с учетом изменения профилей.
Инженерный профиль, в отличие от инженерно-экономического, ориентирован только на инженерно-технические специальности вузов. Лингвистический предполагает профильную подготовку по всем языковым дисциплинам, как иностранного (возможно нескольких), так и русского языка. Социально-экономический профиль должен решать вопросы подготовки повышенного уровня в области социальных дисциплин и иностранного языка. Социально-гуманитарный профиль максимально ориентирован на подготовку к обучению на гуманитарных факультетах вузов.
Традиционные профили: физико-математический - серьезная подготовка в области естественных дисциплин и математики с перспективой поступления на физико-математические специальности престижных столичных вузов; химико-биологический - обширная подготовка к поступлению в медицинские вузы или на соответствующие специальности других вузов; историко-правовой профиль ориентация в основном на юридические специальности или исторические факультеты педагогических или гуманитарных университетов; инженерно-кадетский профиль создан с целью подготовки к поступлению как на любые технические специальности, так в специализированные вузы по направлению гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций, например, кадетский корпус спасателей.
Учащиеся старших классов лицея завершают обучение по ранее созданным профилям: инженерно-экономическому, филологическому, с углубленным изучением информационных технологий и английского языка.
В лицее нет обучающихся за счёт бюджетных ассигнований федерального и местных бюджетов, и по договорам об образовании, заключаемых при приеме на обучение за счет средств физического и (или) юридического лица.